Каждая из 47 префектур Японии производит керамическую посуду собственной уникальной эстетики. Познакомившись с основными из них, вы начнете свой путь понимания искусства японской керамики.
- Арита - родина японского фарфора.
Именно здесь, в префектуре Сага, впервые в Японии была обнаружена фарфоровая глина. Арита-яки - это изделия из белого фарфора, прославившиеся своей гладкой текстурой и изысканностью. И хоть чашки, вазы, тарелки и блюда Арита-яки на первый взгляд могут показаться хрупкими, на самом деле это очень надёжная и крепкая утварь, которой можно смело пользоваться каждый день.
В изделиях Арита выделяют три стиля:
В изделиях Арита выделяют три стиля:
- Стиль «Старого Имари» - это стиль, в котором работали мастера в период Эдо. Он выделяется богатством золотого и красного цветов, изысканными, роскошными узорами.
- Стиль «Какиэмон» - этот стиль назвали в честь керамиста Сакаиды Какиэмона, обучавшегося искусству фарфора у китайского мастера, жившего в городе Нагасаки. Этот стиль отличается обилием белого фона и скромными изображениями животных и растений.
- Стиль «Печи клана Набэсима» - в этом стиле преобладали синие и голубые цвета.
- Керамика Бидзэн, префектура Окаяма - результат зависит от стихии.
В XII веке (конец периода Хэйан 794–1185) в деревне Бидзэн начали делать особую посуду, при её создании не применяется глазурь, используемая глина содержит много железа и имеет красный или тёмно-коричневый цвет.
Появление декора, характерного для этого стиля, почти не контролируется мастером и зависит от места в печи куда поставлен сосуд, вида топлива, оседающей золы, доступа пламени и других факторов. В целом, всё зависит от стихии, а не от человека. Эта техника очень высоко ценится, а мастера работающие в ней, названы «Живыми национальными сокровищами», одни из самых почитаемых гончаров в стране.
Появление декора, характерного для этого стиля, почти не контролируется мастером и зависит от места в печи куда поставлен сосуд, вида топлива, оседающей золы, доступа пламени и других факторов. В целом, всё зависит от стихии, а не от человека. Эта техника очень высоко ценится, а мастера работающие в ней, названы «Живыми национальными сокровищами», одни из самых почитаемых гончаров в стране.
- Кутани, префектура Исикава.
Техника Кутани — одна из наиболее известных в Японии техник декора фарфора и керамики, которая заключается в над глазурной росписи изделия красками пяти цветов: красного, желтого, синего, зеленого и темно-фиолетового. Хотя в современных изделиях появляются более приглушенные оттенки. Традиция росписи в стиле Кутани появилась более трехсот лет назад и продолжает пользоваться большим спросом и популярностью в Стране восходящего солнца, хотя по сей день почти неизвестна в других странах.
- Керамика Сигараки, префектура Сига
Сигараки — это керамика, изготовленная в окрестностях города Сигараки, префектура Сига. Из таких сортов глины, как кибуши, мидзути или гайроме получается огнестойкая, прочная посуда, её используют для хранения продуктов и напитков, приготовления пищи, она также тесно связана с культурой потребления чая.
В процессе обжига в дровяной печи изделия окрашиваются в различные оттенки красного, переливаются бурым или коричневым блеском, это является их уникальной характеристикой. Сгорая, древесина превращается в золу, погружённая в неё нижняя часть сосудов приобретает более насыщенный тёмно-коричневый цвет. Покрываясь естественной пепельной глазурью керамика становится гладкой и блестящей. Эта церемониальная посуда уникальна, она отличается изысканной простотой и необыкновенной художественной выразительностью.
- Керамика Банко - “деревенская” керамика
Керамика Банко известна с середины 17 века и берет свое начало с имени богатого купца, страстного любителя чайной церемонии - Годзаэмона. Годзаэмон жаждал иметь посуду, достойную сёгунов, но, так как закон того времени сделать это не позволял, купец начал самостоятельно изучать керамическое искусство и создал свой стиль: брал самые простые керамические фоны, украшал их ярчайшими эмалями и глазурями «по китайским рецептам». Тогда это было ошеломительное по своей наглости сочетание, но самобытное и неординарное, что мы ценим сейчас.
Потом мастерская перешла к его внуку , с которого начался новый этап производства, известный всему миру, как керамика Исэ Банко. Внук расширил предметный ряд, придумал предметы в виде различных птиц, рыб, животных. Банко могли покупать обычные люди низшего класса, поэтому она называлась “деревенской”, хотя и представители высших сословий не брезговали ею, так как спрос действительно превышал предложение.
Современная керамика Банко уже более разнообразна, она может быть представлена в едином тоне без глазурованных и ярких элементов, но последователи стараются сохранять традиции, зародившегося из амбициозной идеи, стиля.
Потом мастерская перешла к его внуку , с которого начался новый этап производства, известный всему миру, как керамика Исэ Банко. Внук расширил предметный ряд, придумал предметы в виде различных птиц, рыб, животных. Банко могли покупать обычные люди низшего класса, поэтому она называлась “деревенской”, хотя и представители высших сословий не брезговали ею, так как спрос действительно превышал предложение.
Современная керамика Банко уже более разнообразна, она может быть представлена в едином тоне без глазурованных и ярких элементов, но последователи стараются сохранять традиции, зародившегося из амбициозной идеи, стиля.
Изделия из японской керамики - это лучший подарок тому, кто Вам дорог, потому что помимо самого предмета Вы дарите дух страны Восходящего Солнца и многовековую историю, написанную руками гончаров, передающих своё мастерство из поколения в поколение.
А какой стиль японской керамики нравится лично Вам? Делитесь в наших социальных сетях.