Югэн

Искусство чаепития в Японии: традиции и ритуалы

Искусство чаепития в Японии: традиции и ритуалы.

К началу периода Камакура (1185–1333 гг.) чай выращивали уже во многих местах, собственная культура его производства полностью сложилась.
Технология была аналогична сунской: чайные листья пропаривали, растирали в пасту и запекали в брикеты. Перед употреблением размалывали в мельчайший порошок, маття, который просеивали, заливали кипятком и взбивали в пену. Такой способ употребления дошел до наших дней в классическом японском чайном действе.

Это был период феодальных междоусобиц. Во время коротких передышек между сражениями воины расслаблялись со вкусом. Одним из светских развлечений были моноавасэ ("соответствие вещей их именам") — игры-конкурсы, во время которых требовалось указать автора того или иного стихотворения, картины, правильные названия цветов, ароматических смесей или морских раковин. Предметом таких состязаний становится и чай — по аналогии с китайскими "чайными состязаниями" доу-ча. Во время то-тя гостям предлагалось определить, какая вода (речная, колодезная или вода источника) использовалась для напитка, а также отличить хон-тя, "истинный" чай, среди нескольких хи-тя, "неистинных" чаев.
Состязания приобретали характер азартных игр, ибо победитель, набравший большее количество очков, получал большую сумму денег или удостаивался призов, в разнообразии и оригинальности которых изощрялись устроители — инкрустированные золотом мечи, кимоно, ткани, благовония, сумки из тигриной кожи и др. Перед состязанием подавали блюда из рыбы и птицы со сладкими, кислыми, горьковатым и пикантными фруктами, а также саке.

Местом проведения состязаний были павильоны, специально оборудованных для этого на территории замков. Это были шикарные приемы, в течение которых гости также гуляли по тропинкам сада, любуясь пейзажами.
Трактат "Общение при питии чая" монаха Гэн-э (1269–1350 гг.) описывает состязания, проходившие в двухэтажном строении. Чайная комната располагалась на втором, из окон на все четыре стороны открывался великолепный вид на сад. Внутри комнату украшали картины китайских мастеров, курильницы с благовониями и вазы с цветами, горели свечи. На столике, покрытом золотой парчой, стояли баночки с порошковым чаем различных сортов. На полках западной стены располагались экзотические сладости, у северной стены — ширма, а рядом — доска с подарками.

«‎Записки о питии чая для продления жизни»

Гости приходили в одеждах из сатина, расшитого парчой, так, что напоминали "тысячу сияющих будд", и рассаживались на скамейки, покрытые шкурами львов и леопардов. Сын хозяина подавал гостям сладости, мальчик-слуга — чайные чашки с измельченным чаем. Затем сын хозяина, держа в левой руке сосуд с горячей водой, а в правой — венчик, готовил каждому участнику состязания чай. Церемония совершалась в строго иерархическом порядке, начиная с наиболее уважаемого гостя.

В этот период чай был достоянием гостиных крупных феодалов, где был не только светским развлечением с дегустацией разных сортов чая, но и способом продемонстрировать во время этих празднеств обладание редкостями, богатство и социальный статус. Эти чайные собрания получили название сëин-но тя, то есть "чаепитие в гостиных".

Материалы взяты из книг и статье на просторах сети Интернет.
Made on
Tilda